МБДОУ №14 п. Тельмана
Старшая группа «Чебурашка»
Воспитатель: Рузина А.Л.
Открытое занятие по познавательному развитию на тему «Насекомые».
Цель: закрепление знаний о насекомых, об их местах обитания, о вреде и пользе насекомых для человека, а также про отношение людей к окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
- обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
- уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- продолжать учить отгадывать загадки.
Развивающие:
- способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
- активизировать и расширять словарный запас;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение ко всему живому;
- замечать красоту окружающей природы;
- воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;
- воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия:
Слайд 1
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза ладонями.
Звук леса.
Воспитатель обращает внимание на голоса птиц, шум листьев!
Открываем глаза.
Слайд 2 (изображение леса)
Воспитатель: Ребята, а где это мы с вами оказались?
Дети: В лесу!
Воспитатель: Ребята, а кто живёт в лесу?
Дети: В лесу живут: птицы, животные, насекомые.
Воспитатель: То есть лес – это их дом. А мы с вами у них в гостях, а как ведут себя в гостях?
Дети: Не шумят, не портят природу и т.п.
Воспитатель: Все верно, ребята. Давайте присядем на лесную полянку. (Дети садятся на коврик) Посмотрите, а что это такое?
Слайд 3 (муравейник)
Дети: Муравейник
Воспитатель: А для чего он нужен? Кто его построил?
Дети: Это дом для муравьёв.
Слайд 4 (внутреннее устройство муравейника)
Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с кладовочками, со спальнями. Все входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от плохой погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. Есть специальная зимняя спальня. Зимой муравьи закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная царица. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Слайд 5 (муравей на листике, звук ветра).
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, один муравей забрался на листик и его ветром унесло далеко от дома. Ему нужно скорее помочь! Если он не успеет вернуться домой до заката, он будет ночевать на улице, а там много опасностей. Поможем ему?
Дети: Да!
Слайд 6 (муравьишка на лугу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш муравьишка оказался на лугу. А что растёт на лугу? Какие растения? (Травы)
Дети: Травы: клевер, подорожник, зверобой, тысячилетник, тмин, колокольчики, лютики, васильки, одуванчик.
Воспитатель: Правильно! Луг – это растительная зона в которой преобладают исключительно травы.
Воспитатель: А посмотрите кого встретил наш муравьишка на лугу? (Кузнечика)
Слайд 6 (появление кузнечика)
Какой он, кузнечик?
Ребята: зелёный, красивый, прыгучий…
Воспитатель: у кузнечика стройное тело, очень длинные усики и мощные ноги. Уши находятся на ногах — в тонкой щели на голенях передних ног. «Поют» кузнечики с помощью крыльев. Кузнечики питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми.
Воспитатель: Ребята, кузнечик может помочь нашему муравьишке, и перенести его через луг. Но сначала, мы должны помочь кузнечику выполнить домашнее задание в школу. Поможем?
Ребята: да, конечно же поможем.
(Дети садятся на стульчики)
Задание 1. КРОССВОРД
Воспитатель: Какие вы умницы, теперь кузнечик перенесет муравья через луг! Ну а пока, ребята, давайте немного разомнемся?!
Физминутка (Слайд 7)
Воспитатель: ребята, а кто же сможет помочь муравьишке перебраться через речку?
Смотрите, кто это? (Слайд 8 )
Ребята: это водомерка.
Воспитатель: водомерка — это насекомое, которое летом часто можно увидеть на поверхности водоёмов. На концах ног у них есть густые волоски, смазанные жиром, за счёт чего они и держатся на воде.
Воспитатель: Водомерка сможет помочь нашему муравью перебраться через водоем, но сначала ей нужно помочь, она не может разобраться в насекомых, какие являются полезными для человека, а какие насекомые вредные.
Ребята садятся в круг за столы
Задание 2. Польза и вред насекомых.
10 фигурок насекомых в мешочке + паук.
Воспитатель: ребята, молодцы. Мы помогли водомерке, смотрите, а где это оказался муравьишка?
Слайд 9 (муравей на поле с подсолнухами).
Ребята: это поле с подсолнухами.
Воспитатель: правильно, ребята,
Смотрите кто нас здесь встречает?
Ребята: бабочка.
Воспитатель: бабочка – это крылатое насекомое. А вы знаете, что бабочки не спят ночами, так как не нуждаются во сне.
Воспитатель: какая красивая бабочка, мы её сейчас попросим перенести нашего муравьишку через поле чтобы он скорее оказался дома, в своём муравейнике. А то солнышко уже садится и муравейник скоро закроется. Муравьишке нельзя на ночь оставаться одному, так как его поджидает много опасностей. Бабочка сможет нам помочь, но для начала нужно выполнить её задание и как можно скорее, а то осталось мало времени.
Задание 3.
Парами нужно собрать жизненный цикл насекомых.
Звери рождаются маленькими зверьками, люди рождаются маленькими детьми, а у насекомых совсем всё по-другому. Есть 4 жизненных цикла. Какие, вы знаете?
Яйцо - личинка – куколка – взрослое насекомое.
Предлагаю разложить в правильном порядке жизненные циклы разных насекомых (бабочка, божья коровка, муравей и жук)
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте пройдем на лесную полянку, и посмотрим добрался ли муравьишка к себе домой? (Дети проходят на коврик).
Слайд 10 (муравьишка у своего муравейника)
Ребята, вы вместе с насекомыми очень помогли муравью.
Но мы с вами ещё в лесу, давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать?
Ребята: не шуметь, не мусорить, не разводить костёр, не разрушать муравейники…
Слайд 11 (Подарок)
За то, что мы помогли нашему муравьишке, он нам передал подарок, пойдёмте и вместе посмотрим!
(раздача подарков от муравьишки).